Музей в образовательной организации - не только просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности обучающегося одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Открытие музея «Истории профессионального образования города Москвы» на базе Центра военно-патриотического воспитания в канун 70-летия образования Государственных Трудовых резервов стало осуществлением долгожданного события для многих поколений педагогов, обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования.

В формировании экспозиционного фонда музея принимали активное участие ветераны педагогического труда. Эта работа включала в себя несколько этапов: разработку научной концепции, большой объем исследовательской работы, собирательской и оформительской деятельности. В результате данная работа вылилась в лаконичный и интересный рассказ об истории, сегодняшнем и завтрашнем дне системы профессионального образования города Москвы. Музей стал хранилищем социальной памяти благодаря достоверному и разностороннему отражению деятельности обучающихся и педагогов, уникальности биографий ряда героев экспозиции. Переданные в дар музею предметы, документы, материалы и свидетельства, касающиеся истории и памятных событий профессионального образования Москвы, нашли достойное место в экспозиции. Здесь ребята могут совершить путешествие в Петровские времена к моменту создания первых училищ, увидеть современную картину системы профессионального образования настоящего и будущего, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомиться с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.

В музее постоянно ведётся работа по созданию новых выставок и экспозиций, по сохранению и преемственности традиций столичного профессионального образования с привлечением общественности, ветеранских и творческих организаций, союзов, учреждений культуры. Наши дорогие ветераны, первые воспитанники «Трудовых резервов», создававшие традиции системы, являются хранителями памяти поколений, передающими эстафету современной молодёжи, помогают в ведении выставочной и экспозиционной работы. Они - надёжные партнёры, советчики и лучшие эксперты в музейной и воспитательной деятельности.

С первого года существования музея ветераны полностью вовлечены в его работу. Развитие социальных компетенций, творческой активности участников музейного движения - студенческого и ветеранского актива музея способствует формированию позитивного имиджа профессионального образования, активизации интереса к музейной, исследовательско-проектной, творческой деятельности у обучающихся и студентов образовательных организаций. Конкурсные творческие работы студентов и педагогов публикуются в СМИ и сборниках Центра.
Каждая экспозиция музея – это своеобразная связующая нить прошлого и настоящего, результат поисково-исследовательской деятельности, в которую вовлечены студенты-активисты музейного движения, ветеранские организации и преподаватели профессиональных образовательных организаций.

Знакомясь с экспозицией музея, студенты узнают об истоках создания системы, в которую пришли учиться, порой впервые осознавая её значимость и престижность. Процесс подготовки специалистов представлен видео и аудио рассказом о мастерах-умельцах, а экспонаты, выполненные студентами с профессиональным мастерством, являются истинным украшением музея. Одним из уникальнейших экспонатов музея является микроминиатюра «Шахматные фигуры на маковом зернышке», которую можно увидеть, лишь заглянув в микроскоп. В фоторамках, размещённых над витринами, транслируются презентационные видеофильмы, описывающие процесс огранки и оценки алмазов, процесс изготовления представленных экспонатов: микроминиатюр, украшений, статуэток, расписных шкатулок.

Гости музея «Истории профессионального образования города Москвы» имеют возможность попробовать себя в роли студента колледжа будущего, поработав на его рабочем месте, обеспеченном различными трехмерными интерактивными программами, предназначенными для представления различных специальностей. За считанные минуты можно увидеть себя в роли ювелира, автомеханика или токаря. «Рабочее место студента колледжа будущего» представляет собой достижения компьютерной техники: высокопроизводительный процессор с новейшими трехмерными устройствами ввода. Чтобы показать современные тенденции развития информационных технологий, в «рабочем месте студента колледжа будущего» заложены обучающие программы, которые уже сегодня используются в профессиональных образовательных организациях города Москвы: программа интерактивного обучения слесаря – сборщика, программа моделирования ювелирных изделий и другие. На втором мониторе представлена программа с трехмерными моделями электрической пилы и уборочной машины, на которых студент может изучить внутреннее устройство механизмов и познакомиться с принципами их работы.
Для посетителей, которые любят погружаться в историю самостоятельно, отдельно от больших групп, предусмотрен аудиогид - электронное устройство, позволяющее проcлушать персональную аудиоэкскурсию по музею.
Новые технологии представлены в музее фотографиями со стереоскопическим эффектом. Для просмотра этих объемных фотографий необходимо воспользоваться специальными очками.

Привлекает внимание тривизор — это стеклянная 3d пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3d пирамиды с помощью монитора проецируется изображение в специальной 3d раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект присутствия показываемого объекта внутри пирамиды.

Объект словно парит в воздухе, меняет свой цвет, свойства, состояние.
3d изображение демонстрирует объект в объеме одновременно со всех сторон, показывает его изнутри, разбирает на составные части, добавляет текстовое описание.

При содействии ветеранов, музей «Истории профессионального образования города Москвы» стал центром социального общения, в котором реализуются все направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся и студентов. Совместно с ветеранами педагогического труда, ветеранами войны и труда, тружениками тыла проводятся уроки мужества, Дни воинской славы, смотры-конкурсы музеев профессиональных образовательных организаций, выставки творческих работ обучающихся и их наставников.
История нашей страны наполнена множеством ярких примеров созидательного труда её многонационального народа. Благодаря напряжённому труду и трудовому энтузиазму наших соотечественников Россия стала одной из великих держав, и в современную эпоху мы во многом опираемся на трудовые достижения прошедшего столетия. Музейная работа способствует сохранению памяти поколений, опираясь на людей - Героев своего времени. Поэтому музей, прежде всего, стал местом встречи людей, достигших в своей жизни высоких профессиональных результатов, с учащимися и студентами образовательных организаций города Москвы.

Одним из направлений работы Музея является знакомство молодёжи с ярчайшими представителями различных профессий и мастеров своего дела. В течение всего года в музее проводятся праздники – «Дни профессии», «Через профессию - к успеху», творческие конкурсы, на которых ветераны педагогического труда неизменно являются вдохновителями исследовательской работы и членами жюри.
Вошло в практику, что в преддверии праздника «Посвящение в студенты» на торжественной церемонии в музее первокурсники из ветеранских заслуженных рук получают студенческий билет.
Музей «Истории профессионального образования города Москвы» сплотил активистов музейного движения большинства профессиональных образовательных организаций Москвы. На его базе объединился ветеранский и студенческий совет, развивается его взаимосвязь и сотрудничество. В музее реализуется программа дополнительного образования «Студенческое бюро гидов и экскурсоводов», которая позволяет подготовить студентов-экскурсоводов для музеев профессиональных образовательных организаций.
Музейная педагогика является одним из важнейших направлений в деле воспитания детей и подростков, а активное участие в развитии музеев образовательных организаций наших уважаемых ветеранов, педагогов и самих ребят трудно переоценить.

В целях развития сотрудничества и сплочённости музеев профессиональных образовательных организаций, создания возможностей для обогащающего профессионального общения, поддержки и передачи передового опыта работы, конструктивного общественного обсуждения проблем совершенствования деятельности по развитию музейного движения на базе музея
«Истории профессионального образования города Москвы» в октябре 2014 года была создана Ассоциация музеев колледжей. Ветераны педагогического труда горячо поддержали идею её создания. Они стали главными участниками и вдохновителями её творческого развития, так как многие из них до сих пор возглавляют музеи образовательных организаций. Главными задачами Ассоциации стали:
- популяризация и повышение престижа профессионального образования и музейного движения, активизация культурно-просветительской деятельности в целях повышения уровня культуры среди молодёжи, формирования общественного сознания на основе понимания ценности культурно-исторического наследия, хранящегося в музейных фондах;
- развитие культурного, межмузейного туризма, координация выставочной, экскурсионной и издательской деятельности, содействие в создании банка данных о музеях, участниках Ассоциации.

При содействии ветеранов в музее наблюдается рост числа музейных программ, предназначенных для учащихся и студентов образовательных организаций, направленных на патриотическое воспитание и профессиональное образование. Для того чтобы внести свою лепту в подготовку людей, обладающих всеми необходимыми социальными компетенциями, конкурентоспособных профессионалов и достойных граждан нашей страны, музей должен постоянно развиваться. На его базе создаются условия, необходимые для развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся и студентов образовательных организаций.

Образовательная деятельность музея осуществляется в тесном взаимодействии с ветеранами в различных формах, начиная с непосредственного контакта музейного педагога и экскурсантов, заканчивая организацией особой среды музейной коммуникации. Используются разнообразные информационные каналы, сотрудники музея обращаются к широким группам аудитории за пределами музейных стен, проводя мероприятия в образовательных организациях, транслируя ценности культурного наследия, передавая знания, мотивируя к размышлению и инспирируя новые идеи через культурно-образовательную программу, посвященную профессиональным праздникам и памятным датам нашего Отечества.

Ветераны - активные участники традиционной профориентационной образовательной программы для школьников, разработанной Центром в игровой форме, «Экскурс в мир профессий», помогающей определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Она представляет калейдоскоп профессий и специальностей на любой вкус: от дизайнеров и кондитеров - до электриков и строителей. Для проведения игры формируются станции, представляющие профессиональные образовательные организации. Каждая станция – это определенная профессия. Здесь ребят встречают педагоги и обучающиеся колледжей, рассказывают о своих профессиях. Студенты получают возможность показать свои профессиональные навыки, организаторские способности, что немаловажно для воспитания инициативности, ответственности и осознания важности своего дела, развития чувства профессиональной гордости. После проведения мастер-класса школьникам предлагается попробовать себя в профессии, выполнив эксклюзивные задания. Организуется пять маршрутов по 36 станциям. Маршруты сбалансированы по сложности, задание разъясняется на месте, не требуя предварительной подготовки команды. Оценивается не только качество и быстрота выполнения тестового или профессионального задания, но и слаженность работы команды, собранность, дисциплина и смекалка. Здесь можно собрать из заготовок детский стульчик, украсить печенье, сделать причёску или смоделировать вечерний наряд, пройти компьютерный тест или определить ценность бриллианта, познакомиться с холодильным оборудованием или замкнуть электрическую цепь. Можно управлять автомобилем, сидя за тренажёрным комплексом, имитирующим движение машины по улицам города. Здесь школьники узнают, чему можно научиться в московских профессиональных образовательных организациях, узнают, как это увлекательно - делать что-то своими руками. У некоторых ребят появляются ориентиры в выборе профессии.

Снова и снова на конечной станции «Музейная», раздаются взволнованные голоса: «Мы первые? Мы успели?». Да. Вы успели! В организованной игре есть победители, но нет проигравших. Конечно, впереди оказываются те команды, в которых царит дружба и согласие.
Завершающий этап программы – это торжественная церемония награждения победителей профориентационной образовательной программы «Экскурс в мир профессий», на которой школьников поздравляют Герои России, Герои Социалистического труда, Заслуженные педагоги Москвы, замечательные люди, достигшие больших профессиональных высот.
В программе приняло участие четыре тысячи школьников.
Приоритетным направлением деятельности музея остается научное изучение музейных предметов и коллекций. В музее проводятся конкурсы исследовательских работ обучающихся и студентов, посвященные героическим страницам нашей истории, боевому и трудовому подвигу наших соотечественников, выдающимся выпускникам профессиональных образовательных организаций, которые достигли больших результатов в своей жизни. Важнейшей составляющей научно-исследовательской деятельности музея стала популяризация ее результатов через выпуск методической литературы. Многие ветераны выступают руководителями творческих проектов студентов, другие участвуют в работе жюри.
Накопленная музеем научная информация стимулирует интерес к научному поиску у молодежи и содействует разработке проектов в различных областях науки и культуры.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории. Ветераны участвуют в Культурно-образовательной программе Центра, посвященной государственным и профессиональным праздникам и памятным датам России (тематические вечера и тематические выставки). Целью таких мероприятий является приобщение обучающихся и студентов к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формирование основы национального самосознания, любви к Родине.
Организаторский талант старшего поколения помогает спланировать работу музея так, чтобы мероприятия посвящались знаменательным датам истории родного Отечества и проводились совместно с ветеранами. Большой раздел экспозиции музея посвящён героизму учащихся, выпускников и педагогов профессиональных училищ Москвы в годы Великой Отечественной войны, при восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы. Специальные разделы посвящаются Героям Советского Союза и Социалистического труда - выпускникам профтехучилищ города, а также лучшим преподавателям, мастерам и учащимся.

Четвёртый год проводится творческий конкурс «Стань поэтом!». Цель конкурса — развитие творческих способностей обучающихся, студентов, педагогов образовательных организаций, выявление талантов, содействие их творческому росту и признанию их литературного мастерства. Участие в конкурсе стимулирует и поддерживает интерес обучающихся к изучению отечественного наследия воинской славы, к историческим событиям, отражающим вклад советского народа в победу над фашизмом. Поэтическое слово используется для пропаганды истории, традиций развития профессионального образования города Москвы и популяризации профессий, которым обучают в московских профессиональных образовательных организациях. Заслуженные педагоги и мастера не только оценивают работу студентов, но и являются Почётными гостями и членами жюри подобных мероприятий.

Участники конкурса в музее «Истории профессионального образования города Москвы» представили на суд зрителей презентацию своих поэтических произведений.
Итогом конкурса стал поэтический вечер, посвященный истории профессионального образования города Москвы. На вечере прозвучали стихи в исполнении студентов, преподавателей и ветеранов колледжей - победителей творческого конкурса «Стань поэтом». В завершении вечера состоялось торжественное награждение победителей и участников конкурса «Стань поэтом». В 2015 году конкурс посвящается 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Конкурс творческих работ «Мастер на все руки» направлен на выявление самобытных талантов среди обучающихся, студентов и педагогических работников образовательных организаций. Главная задача конкурса – создание условий для самоутверждения и творческого самовыражения обучающихся и преподавателей. В конкурсе ежегодно участвует около 300 творческих работ. Итогом конкурса стало открытие в музее выставочной экспозиции, состоящей из творческих работ победителей конкурса.

В рамках реализации совместного проекта Центра военно-патриотического и гражданского воспитания и Военного комиссариата города Москвы в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллективом музея «Истории профессионального образования города Москвы» традиционно проводится торжественное мероприятие «Награда нашла героя», с вручением государственных наград героям Великой Отечественной войны и локальных войн, своевременно не получившим их. В нём ежегодно принимают участие родственники участников Великой Отечественной войны и локальных войн, ветераны войны, представители Военного комиссариата города Москвы, педагоги и ветераны педагогического труда, обучающиеся.
Опыт организационной работы в системе профессионального образования, накопленный за многие годы, используется для подготовки новых программ, интересных культурно-массовых мероприятий и проектов. При всех научно-технических инновациях главным фактором формирования личности остается воспитательный аспект. Эту позицию отстаивают наши ветераны, которые хорошо знают современное поколение студентов, благодаря постоянному общению с ними на торжественных мероприятиях, встречах, на занятиях, на производственной практике. Они вносят значительный вклад в воспитание подростков патриотами своей Родины, которые мотивированы на получение образования и дальнейший труд на благо государства. Хочется выразить огромную благодарность нашим уважаемым ветеранам, нашим наставникам, поощряющим добрые начинания и не скрывающим гордость за подрастающую смену.
Очарованье старины и блеск новаций
Работы колледжей, сегодняшних формаций,
Созвездия продвинутых идей
Все посетителю продемонстрирует музей.
Как славили страну Резервы Трудовые,
Как защищали рубежи родные,
О том, что труд — основа жизни всей,
Расскажет и покажет наш музей.