Восточный административный округ

Директор московской школы рассказала о плюсах и минусах киберспорта

Новый год для московских школьников начался с двух крупнейших школьных кибертурниров. Турнир «Киберкадеты», организованный Центром патриотического воспитания и школьного спорта, пройдет с января по апрель: 3000 учеников 7–11 кадетских классов будут соревноваться в киберспортивных дисциплинах. Это одна из четырех независимых дисциплин Спартакиады кадетов 2019–2020 учебного года наряду с нормативами ГТО, Всероссийским онлайн-чемпионатом для школьников «Изучай интернет — управляй им» и музейно-исторической онлайн-викториной «Памятные даты и знаменательные события в истории России».

Новогодние соревнования по компьютерному спорту для московских школьников от 14 лет стартовали 5 января 2020 года и собрали уже более 1600 участников. Очевидно, что киберспорт стал важной частью образовательного процесса. Московские ребята — это прогрессивная, активно развивающаяся молодежь, и школам необходимо развиваться вместе с ними.

Елена Владимировна Авдеева, директор первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта, уверена, что при грамотном и ответственном подходе за этим направлением — большое будущее, ведь оно способно развить навыки, без которых современному человеку уже не обойтись. Но у киберспорта есть и обратная сторона — игромания. О плюсах и минусах этого современного спорта мы и спросили Елену Авдееву.

— Елена Владимировна, как компьютерные игры могут помочь в образовании детей?

— Компьютерные игры — это не совсем точная формулировка. Киберспорт уже давно перестал быть веселым и беззаботным досугом, способом убить время. Если ребенок просто сидит за компьютером в свое удовольствие, то от этого, конечно, пользы мало. Почему-то, когда речь заходит о киберспорте, немногие обращают внимание на спортивную составляющую. Интеллектуальные виды спорта требуют не менее серьезного подхода, чем любое другое школьное начинание. Еще в 2001 году Россия стала первой страной, признавшей киберспорт официальным видом спорта. Профессиональное судейство, многомиллионная аудитория, мировые турниры, фестивали, живое общение и настоящие эмоции. Вот, что такое киберспорт сегодня.

В прошлом году начала работать первая московская школа, где есть киберкласс. За это время 100 процентов наших учеников приняли участие в олимпиадах по девяти разным предметам. В ноябре ребята съездили в лагерь «Патриот» на «Киберзарницу», а 13 декабря прошел турнир по танцевальному симулятору Just Dance, в котором приняли участие более 100 школьников. Центр патриотического воспитания и школьного спорта ведет постоянную работу над развитием киберспорта: новогодние соревнования, турнир «Киберкадеты» с патриотическим уклоном, научно-практические конференции, практикумы на «Городе образования». Это очень важное и очень нужное направление, пренебречь которым, на мой взгляд, было бы большой ошибкой.

Киберспорт, безусловно, очень близок детям. Ребята увлечены новыми технологиями и виртуальным миром, так что внедрение таких занятий в образовательную систему — это возможность извлечь пользу из того, что могло бы пойти им во вред.

Кроме того, этот спорт очень помогает наладить контакт между учителем и учеником, позволяет говорить им на одном языке. Сами уроки становятся намного интереснее. Механизм довольно прост: ребятам нравится развиваться в компьютерном спорте, добиваться новых высот, а практически любую тему урока можно раскрыть с помощью современных технологий визуализации. Применение танцевального симулятора Just Dance на уроках физической культуры — яркий тому пример. Дети не прогуливают занятия, если получают от них настоящие эмоции.

Киберспорт открывает перед ребенком многие двери и дает огромное количество навыков, необходимых для жизни в современном обществе. Например, в современном военном деле много очень близкого к киберспортивным дисциплинам. Например, для оператора дрона важна реакция, и виртуальные тренировки ее развивают. Майнкрафт дает толчок к архитектуре и программированию, дизайну игр. Увлечение шутерами — развивает умение работать в стрессовых ситуациях, что полезно для бизнесменов. Игры в целом развивают стратегическое мышление, и, кстати, повышают уровень владения иностранными языками.

— Какие это навыки?

— Во-первых, это компетенции в обращении с передовыми технологиями. Мы часто сталкиваемся с тем, что новые разработки, способные облегчить жизнь и принести пользу, оказываются недоступны предыдущим поколениям. Все развивается настолько быстро, что порой не успеваешь сориентироваться. Интеллектуальные виды спорта — это направление, которое может помочь ребенку адаптироваться к изменениям. Через, скажем, десять лет наука и техника наверняка совершат очередной скачок, и наши воспитанники будут к нему готовы.

Во-вторых, киберспорт дает навыки общения. Во время игры постоянно приходится контактировать с партнерами по команде, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, договариваться, поддерживать друг друга. В профессиональных киберспортивных коллективах обязательно есть штатный психолог, чья работа — помогать в этом. В школах такую роль выполняют учителя.

В-третьих, киберспорт, как и любой другой спорт, воспитывает волю к победе, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, усидчивость. Эти качества помогут человеку добиться успеха абсолютно в любой сфере деятельности.

Наконец, чисто технические навыки, которые требуются для достижения высоких результатов в большинстве киберспортивных дисциплин: скорость принятия решений, реакция, мелкая моторика, тактические навыки, логика, творческий подход к решению проблем и так далее. Ни один другой школьный предмет не развивает ребенка так разносторонне.

— Но у киберспорта есть и минусы.

— Безусловно. Если не уделять достаточное внимания детям, увлеченным компьютерным спортом, то можно столкнуться с рядом серьезных проблем. Постоянные тренировки перед монитором негативно сказываются на здоровье: портится зрение, осанка, страдает и общий уровень физической подготовки. Однако это вовсе не значит, что эти проблемы неизбежны. Необходимо контролировать процесс обучения, обеспечивать детей современным оборудованием, снижающим нагрузку на глаза, менять школьные скамьи на специальные кресла, чередовать интеллектуальный спорт с обычным.

Еще одна трудность — это интернет-общение. Для того чтобы добиться успеха на киберспортивном поприще, нужно пройти через многие матчи с людьми со всего мира. Это, во-первых, может привести к нехватке живого общения, а во-вторых, многие игроки чересчур экспрессивны, вспыльчивы. Всего этого можно легко избежать, если за тренировками будут следить педагоги. Киберспорт в школе нацелен именно на живое и уважительное общение.

Наконец, детей нельзя перегружать. Вечерние и ночные тренировки, постоянная работа над собой и многочасовые занятия могут привести к тому, что ребенок попросту не справится с таким объемом работы. Здесь поможет учебный план и правильно выстроенный график.

— Кем может стать ребенок, занимающийся киберспортом?

— Самым правильным ответом будет — «кем угодно». Навыки, полученные с помощью компьютерного спорта, как я уже говорила, помогут ребенку в любой профессии. Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее.

ccылка на источник