Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Восточный административный округ

Образовательная деятельность

Музей как музейно-образовательный и информационно-просветительный центр

Образовательная деятельность нашего музея – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений музейной работы. Она формируется как система взаимодействия музея и аудитории, включающей людей разных возрастов и профессий, находящихся в процессе так называемого «обучения в течение жизни». Спрос на информацию и образовательные услуги позволяет выстроить систему музейной коммуникации, отталкиваясь непосредственно от позиции и предпочтений посетителя, влиять на формирование у посетителей ценностного отношения к  историческому и культурному наследию города Москвы.    

Музей «Истории профессионального образования города Москвы» стал подлинным информационно-просветительским центром, оказывающим огромное эмоциональное воздействие на каждого посетителя. Для юных москвичей это настоящая энциклопедия профессий и конкретная помощь тем, кто ищет свой путь в профессию. Важнейшим направлением работы музея является разработка цифровых ресурсов на основе собраний музеев и организации доступа к ним посетителей через созданные сенсорные информационные киоски, в которых  можно познакомиться с презентациями колледжей по отраслям и округам, посмотреть фотографии учебных классов, мастерских и лабораторий, получить информацию о профессиях и условиях обучения. Здесь же посетители могут ознакомиться с презентациями музеев, действующих в образовательных учреждениях. 

Образовательная деятельность музея развивается по пути интеграции с системой  среднего профессионального образования. В музее наблюдается рост числа музейных программ, предназначенных для школьников, студентов профессиональных образовательных организаций,  направленных на патриотическое воспитание и профессиональное образование.

Для того  чтобы внести свою лепту в подготовку людей, обладающих всеми необходимыми социальными компетенциями, конкурентно-способных профессионалов и достойных граждан нашей страны, музей должен постоянно развиваться. На его базе создаются условия,  необходимые для развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций и учреждений системы Департамента образования города Москвы.  

Образовательная деятельность музея ведется в разных формах, начиная с непосредственного контакта музейного педагога с публикой, и заканчивая организацией особой среды музейной коммуникации. Используются разнообразные информационные каналы, сотрудники музея обращаются к широким группам аудитории за пределами музейных стен, проводя мероприятия в профессиональных образовательных организациях, транслируя ценности, передавая знания, мотивируя к размышлению и инспирируя новые идеи через культурно-образовательную программу, посвященную профессиональным праздникам и памятным датам нашего Отечества.

С первого года  существования музея «Истории профессионального образования города Москвы» огромное внимание уделялось привлечению к работе в музее студентов и обучающихся образовательных организаций. Вовлечение обучающейся молодежи в поисково-исследовательскую деятельность является одной из важнейших форм музейной работы.

Развитие социальных компетенций, творческой активности участников музейного движения — студенческого актива музея — способствует формированию позитивного имиджа образовательных учреждений среднего профессионального образования, активизации интереса к музейной, исследовательско-проектной, творческой деятельности у студентов профессиональных образовательных организаций. Осуществляется публикация  конкурсных творческих работ студентов и педагогов системы профессионального образования в СМИ и сборниках Центра.

В рамках дополнительного образования студентов и обучающихся профессиональных образовательных организаций  на базе музея получила своё развитие программа  дополнительного образования «Студенческое бюро гидов и экскурсоводов». Объединение  дополнительного образования культурологической направленности  открылось в январе 2011 года.

Образовательная программа дополнительного образования  «Студенческое бюро гидов и экскурсоводов», направленная на формирование и развитие музейно-визуальной компетентности обучающихся, включает в себя: изучение законодательства в области развития музейного и экскурсионного дела; приобретение навыков разработки традиционных и оригинальных экскурсий, опыта общения с культурно-историческими ценностями музеев; формирование умений документирования исторических событий; посещение  музеев и памятников культуры Москвы и Московской области.

Студенты, успешно освоившие все этапы программы, приобретают навыки работы с научной и справочной литературой, с техническими средствами обучения, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на  городских научно-практических конференциях, конкурсах).  Курс построен в соответствии с требованиями Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 года (с изменениями на 23 июля 2008 года) и рекомендациями письма Минобразования РФ  «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03.2003   N 28-51-181/16.  

А. И. Герцен говорил: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед».

По данной программе ведётся подготовка студентов-волонтёров, выступающих в проектах города Москвы и выполняющих волонтерскую работу по историко-краеведческой деятельности. За прошедшее время  по программе  подготовлено  200 студентов. 

При реализации данной программы мы ставим следующие задачи:

  • изучение законодательства в области развития музейного и экскурсионного дела;
  • получение навыков разработки традиционных и оригинальных экскурсий;
  • содействие развитию научного мировоззрения и креативного мышления студентов;
  • обеспечение возможности проведения учебных экскурсий студентами для различных возрастных категорий экскурсантов;
  • создание  условий для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музеев;
  • формирование умений документирования исторических событий, посильного участия в создании экспозиции музеев;
  • отработка навыков по сохранению историко-культурного наследия образовательного учреждения и города Москвы;
  • формирование активной гражданской и патриотической позиции;
  • воздействие на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому;
  • создание условий для творческой самореализации личности студента.

От нашей программы мы ждем следующих результатов:

  • студенты научатся  работать с  источниками разных типов: с вещественными, с письменными, устными и информационными;
  • освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников;
  • научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения;
  • получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на городских научно-практических конференциях, конкурсах);
  • овладеют понятийным аппаратом экскурсоводческой работы;
  • приобретут навыки работы с техническими средствами обучения.

Благодаря работе в музее «Истории профессионального образования города Москвы» обучающиеся и студенты получают возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия столицы. Они учатся проводить экскурсии, выявлять  и  фиксировать новые источники по истории своего образовательного учреждения, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея, постигают приемы камеральной обработки материала  и осваивают правила ведения музейной документации, правила хранения артефактов. 

Отличительная черта обучения в музее — неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Формами учебных занятий являются: лекции, семинары, экскурсии, практическая работа с фондами.

В рамках программы, проводятся выездные мероприятия по историческим местам Подмосковья и другим городам. В ходе  поездки студенты  пробуют себя в роли гидов и сообщают путевую информацию. За время реализации программы состоялись выездные занятия в галерее Ильи Глазунова, музее Героев Советского Союза и Героев России, в мемориальном музее космонавтики, в музее Москвы, в усадьбе Мелихово, мужском монастыре Вознесенской Давидовой пустыни, в усадьбе Васильчиковых Лопасня-Зачатьевское, в городе Чехове, в Центральном  музее МВД России, в Даниловском монастыре, в представительных залах Правительства Москвы на Тверской, 13. 

После посещения экскурсий на занятиях проходит обсуждение увиденного и услышанного материала, а также проводится анализ работы самого экскурсовода.

Итогом деятельности обучающихся и студентов в конце учебного процесса должна стать творческая работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно.

Так в 2014 году часть студентов подготовила экскурсию по Красной площади и как настоящие профессионалы проводили её от Александровского сада до Васильевского спуска. По пути следования группы к нам присоединялись гости столицы и просто прохожие,  с интересом слушая рассказ наших юных экскурсоводов.  

Другая часть студентов выполнила  проектные работы в форме виртуальных экскурсий по историческим местам нашего города и представила их в виде презентаций в программе Power Point.

После обучения по программе дополнительного образования « Студенческое бюро гидов и экскурсоводов» студенты получили сертификаты, а несколько самых успешных учеников получили свидетельства о дополнительном образовании АНО учебно-координационного центра «Гиды и экскурсоводы» в г. Москве, которое в будущем позволит им пройти сокращенный курс дальнейшего обучения в этой организации и получить аккредитацию на проведение экскурсий по Москве.

Многие студенты после окончания  программы участвуют в городском конкурсе, организованном «Станцией Юных Туристов»,  на звание юного экскурсовода, завоёвывая призовые места. Большинство выпускников студенческого бюро составляют основу студенческого актива музея «Истории профессионального образования города Москвы».

Специфика гражданского воспитания обучающихся и студентов колледжей средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности молодежи.  Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. 

Цель программы — создание модели формирования гражданственности обучающихся и студентов на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить обучающихся и студентов  с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию образовательного учреждения, города, Отечества. Студенты должны знать о преобра­зующем воздействии природы и культуры на динамику общественного процесса, о многообразии объектов культурного и  природного наследия, использующихся в экскурсиях.

Исторические знания, полученные студентами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, должны стать для них личностно значимыми, у подростков развивается устойчивый познавательный интерес к памятникам культуры и искусства. В результате участия в программе обучающиеся обеспечиваются возможностью проведения учебных экскурсий для различных возрастных категорий экскурсантов, в качестве волонтёров.