Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Восточный административный округ

Экспозиции

Тематическая структура музейной экспозиции

Очарованье старины и блеск новаций
Работы колледжей, сегодняшних формаций,
Созвездия продвинутых идей.
Все посетителю продемонстрирует музей.
Как славили страну Резервы Трудовые,
Как защищали рубежи родные.
О том, что труд – основа жизни всей,
Расскажет и покажет наш музей.

Ежегодно музей «Истории профессионального образования города Москвы» принимает несколько тысяч гостей: школьников и их родителей, студентов, педагогов и ветеранов. К каждой категории посетителей здесь особый подход. При помощи новейших технологий и интерактивного оборудования экскурсанты переносятся в удивительный мир зарождения и развития профессионального образования, объединяющий прошлое, настоящее и будущее. Для самостоятельного знакомства с музеем предполагается воспользоваться аудиогидом.

Экспозиции музея «Истории профессионального образования города Москвы» состоят из следующих разделов.

Экспозиция «У истоков»

В Х-ХVI вв. на Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское. В Москве в 1620 году, согласно первой переписи населения, жили представители 250 профессий и каждый усердно занимался своим делом и имел учеников.

Зарождение системы профессионального образования началось с Указа Петра I от 14 января 1701 года о создании «Школы математических и навигацких наук» в Сухаревой башне. Школа выполняла государственные заказы: ей поручалось проложить линию дороги из Москвы в Петербург, изготовить подзорные трубы для наблюдения за солнечным затмением. Сам Петр I владел 14 ремеслами. Его любимым занятием было токарное дело. Особое место в экспозиции занимает инсталляция токарной мастерской 17 века, воссозданная по рисункам современников.

Экспозиция «На рубеже эпох»

Реформы Петра I, а затем Екатерины II положили начало становлению светского образования, отвечающему экономическим и социальным потребностям России в грамотных просвещенных служилых людях. Екатерина II задалась целью изменить предназначение школы: старая школа только учила, новая должна воспитывать. В Москве создается Воспитательный дом. По плану просветителя Иван Ивановича Бецкого мальчики и девочки в возрасте от 7 до 20 лет могли получить не только неплохое по тем временам образование, но и овладеть различными ремеслами. Основную часть средств Воспитательный дом получал за счет благотворительных сборов и взносов.

В правление Николая I из Воспитательного дома выводятся ремесленные классы и создается Московское ремесленное училище, в котором обучались дети мещан, купцов и мастеровых. Интересна судьба училища. В 50-х годах XIX века оно было преобразовано в Московское техническое училище, а сейчас это всемирно известный Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. По данным на 1910 год в Москве насчитывалось 112 учебных заведений среднего и низшего профессионального образования. В них получали образование более 17 000 учащихся.

Экспозиция «Создание государственных Трудовых Резервов»

В октябре 1940 года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых резервах» Указом предусматривалось 3 типа училищ и школ: ремесленные, железнодорожные и школы ФЗО (фабрично-заводского обучения). Училища комплектовались выпускниками школы-семилетки 14-15 лет, школы ФЗО — юношами 16-17 лет с начальным образованием. Одновременно было принято Постановление СНК СССР «О призыве (мобилизации) городской и сельской молодежи в РУ, ЖДУ и школы ФЗО».

Экспозиция «Трудовые резервы – фронту»

Великая отечественная война явилась большим испытанием для созданной системы трудовых резервов. Была организована эвакуация московских училищ, 68 эвакуировано в восточные районы страны. Главная задача – заменить рабочих, ушедших на фронт, дать промышленности новые кадры.

По решению Государственного Комитета обороны учебно-производственная деятельность училищ в период Великой Отечественной войны была переключена на выполнение оборонных заказов. В мастерских стали выпускать авиабомбы, огнеметы, спасательные лодки, полевые радиостанции, бензонасосы, парашюты и автоматическое оружие всех видов. Учащиеся работали по 10-12 часов в день, иногда сутками не выходя из мастерских. Ими был сделан огромный вклад в дело Победы.

За успешное выполнение задания по выпуску специальной продукции для нужд фронта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 октября 1943 года были награждены два образовательных учреждения:

  • Московское ремесленное училище энергетиков № 28 — орденом Трудового Красного Знамени. Ныне Колледж связи № 54;
  • Московское ремесленное училище № 12 — орденом «Знак почета». Ныне Политехнический колледж № 2.

Экспозиция «Герои Советского Союза – выпускники профессионального образования города Москвы»

Экспозиция рассказывает о выпускниках ремесленных училищ, ставших Героями Советского Союза в период Великой Отечественной войны, об их подвиге и судьбе.

Экспозиция «Возрождение»

Огромный вклад внесли трудовые резервы в ликвидацию тяжелых последствий войны. Все это потребовало коренной перестройки системы учебных заведений трудовых резервов, которая рассматривалась как важнейший источник централизованной и планомерной подготовки квалифицированных рабочих. В послевоенные годы проведен ряд мероприятий, направленных на укрепление трудовых резервов: обновление перечня профессий, улучшение материально-технического снабжения, организацию учебно-воспитательного и производственного процесса, разработку новых планов и программ.

После войны в стране осталось много детей-сирот. Выпускников детских домов, закончивших начальную школу, отправляли в ремесленные училища на полное государственное обеспечение.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1956 г. были учреждены почетные звания Заслуженного учителя и Заслуженного мастера Профессионально-технического образования РСФСР.

Данная экспозиция посвящена Героям Социалистического труда – выпускникам профтехучилищ города, а также лучшим преподавателям и мастерам.

Экспозиция «Город будущего»

Школьникам музей предоставляет возможность получить информацию о востребованных профессиях или специальностях. Выпускники колледжей – это десятки тысяч специалистов, которые работают во всех областях экономики, производства и сервиса города Москвы. Они востребованы в коммунальном городском хозяйстве, строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, общепите, автосервисе, ландшафтном дизайне, на метрополитене.

На примере интерактивной экспозиции «Город будущего» становится очевидной невозможность функционирования столицы без выпускников профессиональных образовательных учреждений Москвы, труд и знания которых востребованы во всех сферах, обеспечивающих жизнь города и страны.

Демонстрационный зал

Процесс подготовки специалистов представлен видео и аудио рассказом о мастерах-умельцах, а экспонаты, выполненные студентами с профессиональным мастерством, являются истинным украшением музея. Одним из уникальнейших экспонатов музея является микроминиатюра «Шахматные фигуры на маковом зернышке», которую можно увидеть, лишь заглянув в микроскоп. В фоторамках, размещённых над витринами, транслируются презентационные видеофильмы, описывающие процесс огранки и оценки алмазов, изготовления представленных экспонатов: микроминиатюры, украшений, статуэток, расписных шкатулок. Особое внимание привлекает демонстрационный видеоролик, транслируемый тривизором — виртуальная объёмная картинка создания ювелирного изделия.

Рабочее место студента колледжа будущего

Гости музея имеют возможность попробовать себя в роли студента колледжа будущего, поработав на его рабочем месте, обеспеченном различными трехмерными интерактивными программами, предназначенными для представления различных специальностей. За считанные минуты можно увидеть себя в роли ювелира, автомеханика или токаря.

Зал сменных экспозиций

Специальный раздел музея отведен для тематических сменных экспозиций. В музее были организованы сменные экспозиции:

  • «Трудовые Резервы», посвящённая семидесятилетию создания «Государственных Трудовых Резервов»;
  • «50 лет со дня первого полёта человека в Космос»;
  • «70 лет Битвы за Москву»;
  • «70 лет ВДСО “Трудовые Резервы”»;
  • «80 лет со дня рождения Юрия Гагарина».

Инновационная деятельность музея

Главным содержанием модернизации музея становится изменение роли человека в музейной сфере. Из посетителя-потребителя он превращается в полноправного участника, соратника и партнера. С этим связана идеология «открытого музея», строящего свою работу на базе развития интерактивных форм, соавторства и сотворчества. Музей не просто транслирует посетителям свои знания и ценности с позиции авторитетного института, но, получая от публики отклики, мнения, информацию, идеи, использует их в своей деятельности. Постепенно музей становится необходимым элементом социума, к которому каждый может обратиться за удовлетворением потребности в знаниях, впечатлениях и общении.

Внедрение новых технологий призвано поддерживать спрос на услуги музея. У сегодняшних школьников и студентов вызывает большой интерес «Рабочее место студента колледжа будущего», в котором представлены новейшие достижения компьютерной техники: высокопроизводительный процессор с новейшими трехмерными устройствами ввода. Чтобы показать современные тенденции развития информационных технологий, в «рабочем месте студента колледжа будущего» заложены обучающие программы, которые уже сегодня используются в колледжах Москвы. Это и программа интерактивного обучения слесаря – сборщика, где мы можем наглядно увидеть сборку и технологии работы различного оборудования, создание модели броши. На втором мониторе представлена программа с трехмерными моделями электрической пилы и уборочной машины, на которых студент может изучить внутреннее устройство механизмов и познакомиться с принципами их работы.

Аудиогиды – это электронные устройства, позволяющие посетителю проводить персональные аудиоэкскурсии по музею. Посетителям представилась возможность прослушать информацию о том или ином экспонате, по своему желанию. Для этого надо набрать номер заинтересовавшего экспоната на клавиатуре аудиогида и прослушать аудиотрек, соответствующий номеру экспоната. В любой момент, пользователь может остановить/продолжить воспроизведение, или прослушать описание/историю экспоната с начала. Главное преимущество аудиогида перед обычной экскурсией, проводимой экскурсоводом, заключается в том, что экскурсант может полностью управлять своим временем и познакомиться с экспозицией выборочно или по своему маршруту, в удобном для себя темпе.

Новые технологии шагнули в сегодняшнюю жизнь. Коснулись они даже такой, казалось бы, консервативной области как фотография. Это и компьютерная обработка изображений, и создание трехмерных объемных фотографий. В музее представлены фотографии со стереоскопическим эффектом. Для просмотра этих объемных фотографий необходимо воспользоваться специальными очками.

Тривизор — это стеклянная 3d пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3d пирамиды с помощью монитора проецируется изображение в специальной 3d раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект присутствия показываемого объекта внутри пирамиды.

Объект словно парит в воздухе, меняет свой цвет, свойства, состояние. В тривизоре представлен контент, показывающий процесс изготовления ювелирного украшения «Яйцо Фаберже». 3d изображение демонстрирует объект в объеме одновременно со всех сторон, показывает его изнутри, разбирает на составные части, добавляет текстовое описание.

В музее «Истории профессионального образования города Москвы» отзывы посетители оставляют в Электронной книге отзывов.