Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Восточный административный округ

Информация о музее

Справочная информация:

Музей «Истории профессионального образования города Москвы», созданный по инициативе Департамента образования города Москвы является структурным подразделением ГБОУ ДПО ЦВПГВ.

Общая площадь музея – 128,5 м².

Количество единиц музейного фонда:

  • основного – 781 ед.
  • вспомогательного - 132 ед.

Адрес: м. Шаболовская, улица Академика Петровского д.10

Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00. Выходной: суббота и воскресенье.

Руководитель музея – Геращенко Наталья Николаевна.

Запись по телефону: ☎ 8 (499) 236-69-19

E-mail: m2366919@yandex.ru

Основные сведения:

Музей «Истории профессионального образования города Москвы» является структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания».

Цель музея – информировать посетителей об истории развития профессионального образования в городе Москве, о деятельности человека в рамках развития массовых и редких профессий, производств, технологий; формировать представления и убеждения в престижности рабочих профессий и получения профессионального образования; содействовать межличностному и корпоративному общению, связям работодателей с «кузницей кадров» – колледжами Москвы; организовывать творческие вечера в дни праздников профессий, культурную программу, демонстрацию фильмов, выставки, презентации.

Своей деятельностью музей призван формировать у подрастающего поколения уважение к историческому прошлому своего народа на примере истории создания системы «Трудовых резервов» страны, биографий известных людей труда и выдающихся выпускников профессиональных образовательных организаций, трудовых достижений в различных отраслях народного хозяйства, трудовых подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Подвиги Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда являют собой примеры самоотверженного отношения к своей Родине и своему профессиональному долгу. Наши учёные совершают выдающиеся открытия, инженеры создают уникальное оборудование, артисты, писатели, спортсмены укрепляют авторитет страны на мировом уровне – каждый из них вносит свой вклад в развитие нашей Родины, направляя свою деятельность на возрождение и укрепление социально – экономического потенциала России. Рассказ о них содержится в экспозициях музея, воспитывая юных посетителей на примере трудовых и боевых подвигов предыдущих поколений, содействуя формированию в обществе уважительного отношения к человеку труда и его заслугам.

В современном мегаполисе всё более востребованными становятся специалисты рабочих профессий. Возвращается понимание необходимости трудового воспитания и ориентирования подростков на получение профессионального образования. Музей решает актуальную задачу привлечения внимания своих экскурсантов к истории профессионального образования, воспитывает активную жизненную позицию, патриотизм, повышает интеллектуальный и культурный уровень развития молодёжи. Свою деятельность музей «Истории профессионального образования города Москвы» осуществляет при тесном взаимодействии с образовательными и общественными организациями, музеями Москвы, патриотическими центрами с привлечением ветеранских и творческих организаций, союзов.

В России всегда с особым уважением относились к людям, достигшим высоких профессиональных результатов. Герои труда – это лучшие представители нашей страны, самоотверженно и эффективно выполняющие свою повседневную работу, составляющие основной производственный потенциал, интеллектуальную и рабочую элиту нашего общества, делающие бесценный вклад в развитие страны на основе трудовых свершений. Их знания и опыт нужны сегодня для формирования жизненных ценностей молодого поколения. История нашей страны наполнена множеством ярких примеров созидательного труда её многонационального народа. Благодаря напряжённому труду и трудовому энтузиазму наших соотечественников Россия стала одной из великих держав, и в современную эпоху мы во многом опираемся на трудовые традиции прошедшего столетия.
Музей стал местом встречи людей, достигших в своей жизни высоких профессиональных результатов, с молодежью: школьниками и студентами образовательных организаций Москвы.

Исходя из того, что выпускники профессиональных образовательных организаций кроме получения общего образования и овладения навыками по профессии или специальности, должны соответствовать современному социуму, на первый план в работе музея выходит социально-культурная деятельность. В центре музейно-педагогического процесса находятся вещественные предметы, рассказывающие об историческом пути зарождения и развития сети учреждений профессионального образования в столице. Отсюда, в музее проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на учащегося-посетителя. Информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

В музее создаются все условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности студента:

  • пробуждается интерес обучающихся к своим историческим корням, воспитывается чувство значимости выбранной профессии и осознания необходимости семейной и трудовой преемственности;
  • стимулируется проведение исследовательской работы в семейных и государственных архивах, с целью нахождения прямых или косвенных упоминаний о трудовых буднях военных лет, участии членов семьи обучающихся в трудовых подвигах мирного времени;
  • воспитывается осознание важности сохранения истории своей семьи, своего народа, своей страны, сохранения исторической памяти для повышения престижа и роли труда в духовно-нравственном возрождении народа;
  • развивается способность к письменному анализу собранного во время исследовательской работы материала, активизируется исследовательская, проектная и презентационная деятельность.

Для достижения положительных результатов в процессе воспитания молодёжи и повышения её интереса к творчеству развиваются следующие направления деятельности Музея:

  1. фондовая деятельность;
  2. экспозиционно-выставочная деятельность;
  3. экскурсионная деятельность;
  4. образовательная деятельность;
  5. научно-исследовательская и консультационная деятельность;
  6. культурно-массовая деятельность.

Музей осуществляет свою работу под руководством отдела реализации образовательных экскурсионно-музейных проектов, который реализует все направления деятельности музея, организует экскурсии по экспозициям, разрабатывает текущие планы работы.

Реализация целенаправленного систематического педагогического и методического руководства в работе с молодёжью, направленного на развитие музейного движения - важнейшее условие участия музея в воспитательном процессе. Координацию деятельности Музея осуществляет руководитель отдела реализации образовательных экскурсионно-музейных проектов. В работе музея принимает активное участие общественная организация ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы. Данное сотрудничество позволяет использовать опыт и духовный потенциал ветеранов в целях сохранения и преемственности традиций столичного профессионального образования.

История создания музея

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории.

Музей «Истории профессионального образования города Москвы» был создан на базе ГБОУ города Москвы «Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования» (сегодня – структурное подразделение ГБОУ ДПО ЦВПГВ) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве “Рабочие кадры” на 2008-2010 годы» от 4.12.2007 N 1036-ПП.

Музей открылся в 2010 году при широкой поддержке общественности и Департамента образования города Москвы. Он стал итогом целеустремлённой, самоотверженной работы сотрудников Центра совместно с ветеранами педагогического труда, учащимися и педагогическими коллективами учебных заведений, которые стремились воссоздать историю профессионально-технического образования России и пополняли музей бесценными реликвиями, рассказывающими о зарождении профобразования в нашей стране и его развитии.

Открытие было приурочено к важнейшей исторической дате — 70-летию образования Трудовых резервов страны. Ветераны приносили сюда свои награды за сражения и победу в Великой Отечественной войне, передавали в дар музею огромный информационный материал об истории училищ, в которых трудились многие десятки лет, о замечательных выпускниках, сражавшихся на фронтах, о Героях Трудовых резервов, имена которых носят теперь многие образовательные учреждения Москвы.

История профессионального образования России – это история бесконечных реформ и поисков идеальной модели системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных специалистов для важнейших отраслей государственной службы и промышленности. Уникальность истории развития российской и московской системы профессионального образования заключается в том, что она появилась раньше системы учреждений общего образования, развивалась естественно на фоне развития общеобразовательной школы, но никогда не смешивалось с ней, так как рассматривалась как совершенно самостоятельное направление деятельности государства.

Цели и задачи музея:

1. Информировать посетителей об истории развития профессионального образования в Москве, о деятельности человека в рамках развития массовых и редких профессий, производств, технологий, формировать представления и убеждения в повышении престижа рабочих профессий и в престижности получения среднего образования.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Организовать выявление, сбор, отражение в экспозиции и справочно-информационных фондах музея историю профессионального образования Москвы, современного состояния массовых и редких профессий;
  • Оснастить музей кино и видеоматериалами на современных компактных носителях, использовать в работе компьютерные технологии;
  • Организовать возможность групповой и индивидуальной работы посетителей музея с экспозицией и справочно-информационным фондом музея через сеть компьютеризированных рабочих мест или просмотр кино и видеоматериалов на расположенных в музее телеэкранах;
  • Организовывать мероприятия презентационного, рекламного, тематического характера для привлечения в музей молодежи и представителей разных профессий, социальных слоев и возрастов;
  • Оказать научно-методическую и практическую помощь музеям учреждений профессионального образования города Москвы.

2. Повысить эффективность работы системы профессионального образования столицы.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проводить в музее профессиональные мероприятия (лекции, встречи с работодателями, мастер-классы, распространение информации о конкурсах мастерства, в том числе европейского и международного уровня);
  • Комплектовать и представлять через сменные выставки разнообразные по типу и составу материалы, показывающие суть и результаты профессионального обучения в колледжах Москвы, виртуозные навыки и умения специалистов – выпускников этих колледжей;
  • Накапливать и предоставлять посетителям музея информацию о профессиях и специальностях, которым обучают в профессиональных образовательных организациях Москвы;
  • Содействовать рекламе и саморекламе профессиональных образовательных организаций Москвы;
  • Помогать модернизации учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях Москвы;
  • Развивать межличностное и корпоративное общение, связи работодателей с «кузницей кадров» – профессиональными образовательными организациями Москвы.

3. Стать для работников профессионального образования столицы профессиональным клубом.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Организовывать творческие вечера в дни праздников профессий;
  • Организовывать культурную программу, демонстрацию фильмов, выставки, презентации.

Музей функционирует как:

  • информационно-просветительный центр, в котором сосредоточена информация о профессиональном образовании города Москвы, не представленная больше нигде в столице, что делает музей уникальным явлением в ее культурной жизни;
  • музейно-образовательный центр, где посетитель получит не только знания, но и положительные эмоции;
  • центр социального общения, объединяющий людей разных профессий;
  • центр профессионального общения, работающий по типу профессиональных клубов;
  • центр пропаганды рабочих профессий, среднего профессионального образования, московских профессиональных образовательных организаций;
  • центр профориентации молодежи;
  • культурно-образовательный и досуговый центр, доступный всем жителям столицы.

Музей создавался как образовательный, культурологический проект развития социальных компетенций и творческой активности студентов колледжей, как информационный ресурс профессионального ориентирования на рабочие профессии и специальности СПО в системе столичного образования, как объект культурного наследия, хранящий память о поколениях людей Труда. Ветераны войны и военной службы, ветераны московского городского Совета ветеранов педагогического труда регулярно становятся участниками, выступающими и почётными гостями мероприятий Центра и музея «Истории профессионального образования города Москвы».