Восточный административный округ

Музей «Истории профессионального образования города Москвы»

Информационная справка

Музей «Истории профессионального образования города Москвы», созданный по инициативе Департамента образования города Москвы является структурным подразделением ГБОУ ДПО ЦВПГВ.

Общая площадь музея – 128,5 м².

Количество единиц музейного фонда:

  • основного – 781 ед.
  • вспомогательного - 132 ед.

Адрес: м. Шаболовская, улица Академика Петровского д.10

Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00. Выходной: суббота и воскресенье.

Руководитель музея – Геращенко Наталья Николаевна.

Запись по телефону: ☎ 8 (499) 236-69-19

E-mail: m2366919@yandex.ru

Музей «Истории профессионального образования города Москвы» является структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания».

Цель музея – информировать посетителей об истории развития профессионального образования в городе Москве, о деятельности человека в рамках развития массовых и редких профессий, производств, технологий; формировать представления и убеждения в престижности рабочих профессий и получения профессионального образования; содействовать межличностному и корпоративному общению, связям работодателей с «кузницей кадров» – колледжами Москвы; организовывать творческие вечера в дни праздников профессий, культурную программу, демонстрацию фильмов, выставки, презентации.

Своей деятельностью музей призван формировать у подрастающего поколения уважение к историческому прошлому своего народа на примере истории создания системы «Трудовых резервов» страны, биографий известных людей труда и выдающихся выпускников профессиональных образовательных организаций, трудовых достижений в различных отраслях народного хозяйства, трудовых подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Подвиги Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда являют собой примеры самоотверженного отношения к своей Родине и своему профессиональному долгу. Наши учёные совершают выдающиеся открытия, инженеры создают уникальное оборудование, артисты, писатели, спортсмены укрепляют авторитет страны на мировом уровне – каждый из них вносит свой вклад в развитие нашей Родины, направляя свою деятельность на возрождение и укрепление социально – экономического потенциала России. Рассказ о них содержится в экспозициях музея, воспитывая юных посетителей на примере трудовых и боевых подвигов предыдущих поколений, содействуя формированию в обществе уважительного отношения к человеку труда и его заслугам.

В современном мегаполисе всё более востребованными становятся специалисты рабочих профессий. Возвращается понимание необходимости трудового воспитания и ориентирования подростков на получение профессионального образования. Музей решает актуальную задачу привлечения внимания своих экскурсантов к истории профессионального образования, воспитывает активную жизненную позицию, патриотизм, повышает интеллектуальный и культурный уровень развития молодёжи. Свою деятельность музей «Истории профессионального образования города Москвы» осуществляет при тесном взаимодействии с образовательными и общественными организациями, музеями Москвы, патриотическими центрами с привлечением ветеранских и творческих организаций, союзов.

В России всегда с особым уважением относились к людям, достигшим высоких профессиональных результатов. Герои труда – это лучшие представители нашей страны, самоотверженно и эффективно выполняющие свою повседневную работу, составляющие основной производственный потенциал, интеллектуальную и рабочую элиту нашего общества, делающие бесценный вклад в развитие страны на основе трудовых свершений. Их знания и опыт нужны сегодня для формирования жизненных ценностей молодого поколения. История нашей страны наполнена множеством ярких примеров созидательного труда её многонационального народа. Благодаря напряжённому труду и трудовому энтузиазму наших соотечественников Россия стала одной из великих держав, и в современную эпоху мы во многом опираемся на трудовые традиции прошедшего столетия.
Музей стал местом встречи людей, достигших в своей жизни высоких профессиональных результатов, с молодежью: школьниками и студентами образовательных организаций Москвы.

Исходя из того, что выпускники профессиональных образовательных организаций кроме получения общего образования и овладения навыками по профессии или специальности, должны соответствовать современному социуму, на первый план в работе музея выходит социально-культурная деятельность. В центре музейно-педагогического процесса находятся вещественные предметы, рассказывающие об историческом пути зарождения и развития сети учреждений профессионального образования в столице. Отсюда, в музее проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на учащегося-посетителя. Информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

В музее создаются все условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности студента:

  • пробуждается интерес обучающихся к своим историческим корням, воспитывается чувство значимости выбранной профессии и осознания необходимости семейной и трудовой преемственности;
  • стимулируется проведение исследовательской работы в семейных и государственных архивах, с целью нахождения прямых или косвенных упоминаний о трудовых буднях военных лет, участии членов семьи обучающихся в трудовых подвигах мирного времени;
  • воспитывается осознание важности сохранения истории своей семьи, своего народа, своей страны, сохранения исторической памяти для повышения престижа и роли труда в духовно-нравственном возрождении народа;
  • развивается способность к письменному анализу собранного во время исследовательской работы материала, активизируется исследовательская, проектная и презентационная деятельность.

Для достижения положительных результатов в процессе воспитания молодёжи и повышения её интереса к творчеству развиваются следующие направления деятельности Музея:

  1. фондовая деятельность;
  2. экспозиционно-выставочная деятельность;
  3. экскурсионная деятельность;
  4. образовательная деятельность;
  5. научно-исследовательская и консультационная деятельность;
  6. культурно-массовая деятельность.

Музей осуществляет свою работу под руководством отдела реализации образовательных экскурсионно-музейных проектов, который реализует все направления деятельности музея, организует экскурсии по экспозициям, разрабатывает текущие планы работы.

Реализация целенаправленного систематического педагогического и методического руководства в работе с молодёжью, направленного на развитие музейного движения - важнейшее условие участия музея в воспитательном процессе. Координацию деятельности Музея осуществляет руководитель отдела реализации образовательных экскурсионно-музейных проектов. В работе музея принимает активное участие общественная организация ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы. Данное сотрудничество позволяет использовать опыт и духовный потенциал ветеранов в целях сохранения и преемственности традиций столичного профессионального образования.

История создания музея

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории.

Музей «Истории профессионального образования города Москвы» был создан на базе ГБОУ города Москвы «Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования» (сегодня – структурное подразделение ГБОУ ДПО ЦВПГВ) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве “Рабочие кадры” на 2008-2010 годы» от 4.12.2007 N 1036-ПП.

Музей открылся в 2010 году при широкой поддержке общественности и Департамента образования города Москвы. Он стал итогом целеустремлённой, самоотверженной работы сотрудников Центра совместно с ветеранами педагогического труда, учащимися и педагогическими коллективами учебных заведений, которые стремились воссоздать историю профессионально-технического образования России и пополняли музей бесценными реликвиями, рассказывающими о зарождении профобразования в нашей стране и его развитии.

Открытие было приурочено к важнейшей исторической дате — 70-летию образования Трудовых резервов страны. Ветераны приносили сюда свои награды за сражения и победу в Великой Отечественной войне, передавали в дар музею огромный информационный материал об истории училищ, в которых трудились многие десятки лет, о замечательных выпускниках, сражавшихся на фронтах, о Героях Трудовых резервов, имена которых носят теперь многие образовательные учреждения Москвы.

История профессионального образования России – это история бесконечных реформ и поисков идеальной модели системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных специалистов для важнейших отраслей государственной службы и промышленности. Уникальность истории развития российской и московской системы профессионального образования заключается в том, что она появилась раньше системы учреждений общего образования, развивалась естественно на фоне развития общеобразовательной школы, но никогда не смешивалось с ней, так как рассматривалась как совершенно самостоятельное направление деятельности государства.

Цели и задачи музея:

1. Информировать посетителей об истории развития профессионального образования в Москве, о деятельности человека в рамках развития массовых и редких профессий, производств, технологий, формировать представления и убеждения в повышении престижа рабочих профессий и в престижности получения среднего образования.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Организовать выявление, сбор, отражение в экспозиции и справочно-информационных фондах музея историю профессионального образования Москвы, современного состояния массовых и редких профессий;
  • Оснастить музей кино и видеоматериалами на современных компактных носителях, использовать в работе компьютерные технологии;
  • Организовать возможность групповой и индивидуальной работы посетителей музея с экспозицией и справочно-информационным фондом музея через сеть компьютеризированных рабочих мест или просмотр кино и видеоматериалов на расположенных в музее телеэкранах;
  • Организовывать мероприятия презентационного, рекламного, тематического характера для привлечения в музей молодежи и представителей разных профессий, социальных слоев и возрастов;
  • Оказать научно-методическую и практическую помощь музеям учреждений профессионального образования города Москвы.

2. Повысить эффективность работы системы профессионального образования столицы.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проводить в музее профессиональные мероприятия (лекции, встречи с работодателями, мастер-классы, распространение информации о конкурсах мастерства, в том числе европейского и международного уровня);
  • Комплектовать и представлять через сменные выставки разнообразные по типу и составу материалы, показывающие суть и результаты профессионального обучения в колледжах Москвы, виртуозные навыки и умения специалистов – выпускников этих колледжей;
  • Накапливать и предоставлять посетителям музея информацию о профессиях и специальностях, которым обучают в профессиональных образовательных организациях Москвы;
  • Содействовать рекламе и саморекламе профессиональных образовательных организаций Москвы;
  • Помогать модернизации учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях Москвы;
  • Развивать межличностное и корпоративное общение, связи работодателей с «кузницей кадров» – профессиональными образовательными организациями Москвы.

1.3. Стать для работников профессионального образования столицы профессиональным клубом.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Организовывать творческие вечера в дни праздников профессий;
  • Организовывать культурную программу, демонстрацию фильмов, выставки, презентации.

Музей функционирует как:

  • информационно-просветительный центр, в котором сосредоточена информация о профессиональном образовании города Москвы, не представленная больше нигде в столице, что делает музей уникальным явлением в ее культурной жизни;
  • музейно-образовательный центр, где посетитель получит не только знания, но и положительные эмоции;
  • центр социального общения, объединяющий людей разных профессий;
  • центр профессионального общения, работающий по типу профессиональных клубов;
  • центр пропаганды рабочих профессий, среднего профессионального образования, московских профессиональных образовательных организаций;
  • центр профориентации молодежи;
  • культурно-образовательный и досуговый центр, доступный всем жителям столицы.

Музей создавался как образовательный, культурологический проект развития социальных компетенций и творческой активности студентов колледжей, как информационный ресурс профессионального ориентирования на рабочие профессии и специальности СПО в системе столичного образования, как объект культурного наследия, хранящий память о поколениях людей Труда. Ветераны войны и военной службы, ветераны московского городского Совета ветеранов педагогического труда регулярно становятся участниками, выступающими и почётными гостями мероприятий Центра и музея «Истории профессионального образования города Москвы».